Добрый день. Переключение на первую наиболее плавно происходит только в начале движения при переключении с нейтральной передачи. На скорости-же, включение первой передачи всегда создаёт некоторые проблемы, потому что передаточное отношение слишком высокое, и рассчитано, как правило, только на трогание. При даже самой низкой скорости, лучше всего включать вторую передачу.
Насчёт стрелки спидометра. Тут хотелось бы уточнить, вы точно указали поколение автомобиля? Т.е. у Вас рестайлинг?
Объясню, к чему вопрос. На дорестайлинговых вторых фокусах, на автомобилях, не оборудованных системой АБС, шёл датчик скорости, который при выходе из строя давал точно такие-же симптомы, которые описываете Вы. С момента выхода рестайлинга (2008 год), система АБС устанавливалась на все автомобили, и датчик скорости нигде уже не стоял. Если этот вариант, то необходимо делать диагностику, читать коды ошибок. Скорость автомобиля считывается с датчиков АБС. Могут быть проблемы с ними, или неисправность самого щитка приборов, или системный сбой программного обеспечения. Грамотная диагностика всё покажет.
Mazda 3