Все вопросы о Toyota Avensis

Вентилятор печки/климата

К 90 тыс стали фиксироваться отдельные случаи невключения вентилятора, которые со временем достали и вентилятор был снят и подвергнут осмотру. Износ щёток был на уровне 50%, прижим хороший, но поверхность ламелей ротора эл.двигателя были в глубоких бороздах. После устранения борозд и полировки ламелей и контактной зоны щеток ремонт был закончен. Платой за ремонт стало уменьшение диаметра ротора в зоне контакта со щётками на 1,5...2,0 мм. При тестовых пусках на столе было замечено, что в момент подачи напряжения на щётках эл.дв-ля часто возникает искрение, как будто что-то не даёт ему разгоняться, сам двигатель в конце концов разгоняется, но раскручивание происходит заметно более вяло, чем внешне почти такой же вентилятор печки от Хонды - в течение нескольких секунд - 3...8!!. Отчасти это объясняется малым макс током моего настольного источника тока - 3,0 А, тогда как мощность эл.дв-ля вентилятора составляет ок. 70 Вт( т.е. около 6 А при 12В). Так при разогнанном двигателе на нём было ок.4 В при токе 3А, а контрольный Хондовский дв-ль "ел" гораздо меньше - на нём было ок.7-8 В при том же токе. Однако, после установки на авто вентилятор в течение 2-3 тыс км заводился в каждом случае. Из замеченных коллизий были эпизодический запах эл.искры при стартах вентилятора, нестабильность его оборотов при фикс.положении ручки регулятора и субъективно не полная мощность воздушного напора при макс положении регулятора. Прошло время и вновь стали возникать случаи невключения вентилятора. Очень часто это происходило после того, как вентилятор некоторое время работал, а при повторном включении (после остановки/стоянки) просто не хотел заводиться. Было замечено, что в таких случаях при длинных поездках вентилятор часто неожиданно и, как правило, как бы нехотя в течение нескольких секунд заводился и раскручивался до больших оборотов. Однако, при ручном уменьшении оборотов (например, до 50%), вентилятор мог так же неожиданно выключиться, как и включился. В общем вернулись в исходную точку. Дело было зимой и сентименты не прокатывали - вентилятор повторно был снят почищен, вернут на место - в морозы не подвёл (уфф!!!), а сейчас на дворе июнь - жара, и всё началось по новой ((((( Уже собрался искать этот бошевский моторчик на замену, но вспомнил, что есть такая штука как блок управления климатом со стирающимся со временем резистором (регулятором оборотов) и сопутствующих этому событию чудесами, которые очень могут походить на мои мучения, описанные выше... Подскажете, что делать? Хелп, плиз!
5 ответов
  • Здравствуйте, очень приятно, что вы написали такое подробное описание. Ну давайте разбираться с вашей проблемой, если о говорить о том, что вентилятор долго раскручивается и потребляет большой ток, то нужно сделать вывод, что в якоре присутствует межвитковое замыкание, говорить о изношенных втулках мы не будем, я думаю вы их проверили и смазали. Проверить это вряд ли получится, так как их нормальное сопротивление очень низкое и исчисляется в десятых долях Ома, замерять без спец прибора не получится. Скажите управление скоростью вентилятора осуществляется с помощью дополнительных резисторов или транзисторное управление? Вам нужно подключить вольтметр параллельно двигателя и во время езды наблюдать за напряжением, но нужно учитывать, что из-за замыкания обмоток может просаживаться напряжение.
    Сумы, Peugeot 605
  • Здравствуйте, Василий.Спасибо за Ваш ответ.
    Отвечаю на Ваш вопрос - управление у климата Авенсиса (судя по схеме) - обыкновенный ШИМ на полевом транзисторе, управляемом от контроллера блока климата,
    в цепи вентилятора других элементов, за исключением предохранителей, нет.
    Если описать проблему коротко - почти рулетка (т.е. тот же ротор))))))) - заведётся/не заведётся.
    Внешние электрические проявления с подозрением на повышенный ток потребления я описал в письме.
    Я профессиональный электронщик, но опыта работы с электродвигателями нет совсем и понять не могу в данном случае - двигатель помирает или нет?...
    Про сервопривод климата, где есть переменный резистор прочитал-посмотрел. Понимаю, что он тут ни при чём. Ну и не контроллер же - он то исправно на дисплее рисует картинку скорости, которой вентилятор вообще-то соответствует, правда, когда работает )))))). Транзистор 100% живой (он умирает по-другому).
    Все стрелки сходятся на эл.двигатель. Но что там могло замкнуть-протереться - для меня тёмный лес )))
    Россия, Toyota Avensis
  • Здравствуйте, всё же я рекомендую на 100 процентов убедится, что виновен сам электродвигатель, по скольку кроме транзистора в управление участвуют много других компонентов, если стоит мосфет, нужен ещё драйвер для его открытия закрытия и обвязка, и проводка ну вам объяснять не нужно. Если управление идут ШИМом, тогда ещё проще. Подключите осциллограф, и наблюдайте, если будет менять амплитуда, а форма останется прежней и завалов фронтов не буде (желательно поставить амперметр перед двигателем, что-бы видеть повышение тока при проседании амплитуды, что-бы убедиться, что её просаживает мотор а не ключ, или его питание) тогда проблема остаётся за двигателем. Но если будет меняться скважность тогда будут вопросы к блоку управления климатом. Вероятно что витки не полностью пропитались лаком и возможно от вибрации протёрлось покрытие проволоки и замыкает между собой или на сам якорь, или само соединение проволоки с ламелями имеет плохой контакт, может быть разное. То что может быть неисправно в двигателе, вас уже не должно беспокоить, восстановить уже не получится, если только не перематывать ротор, но эта процедура вряд ли будет целесообразна. Ищите другой электродвигатель.
    Сумы, Peugeot 605
  • Доброго дня. Спасибо за советы - мои вычисления показали на двигатель. Его и поменял - теперь всё работает. Пишу, чтобы рассказать, как воочию убедился, что "виноват" именно он:
    - при снятии корпуса/крыльчатки и пробном прогоне двигателя (и старого, и нового) никаких заметных перебоев в темпе вращения/токе потребления замечено не было, более того - старый крутил даже как-то легче, да и тока потреблял меньше. Признаюсь, в этот момент возникли сомнения в правильности проведённой диагностики.
    Однако, они рассеялись, когда я догадался установить движок в рабочее положение (т.е. вертикально) и начал быстро покачивать ось вправо-влево, имитируя транспортные вибрации - вот тут то стали случаться броски тока и провалы напряжения, сопровождающиеся торможением крыльчатки, а на вращающихся ламелях заиграли огненные кольца тока короткого замыкания...
    Есть маленькое видео этого явления, но думаю, всем и так всё понятно...
    Россия, Toyota Avensis
  • Здравствуйте, очень хорошо, что вы разобрались со своей проблемой, очень приятно, что разобрались сами. Удачи вам на дорогах, и не ломайтесь.
    Сумы, Peugeot 605