Здравствуйте, Борис Андреевич!
В целом ваше предположение верно. Посмотрите приложенные иллюстрации - масло в гидрокомпенсатор подается по каналу системы смазки, когда на него не давит кулачок распредвала. В самом гидрокомпенсаторе находится шариковый клапан.
Когда мотор остановлен, шариковые клапаны открыты и масло из гидрокомпенсаторов вытекает. При запуске маслом заполняется часть гидрокомпенсаторов (на которые не давили кулачки распредвала в момент создания нужного давления в системе), другие заполниться не успевают. Когда вы глушите двигатель, давление в масляной магистрали остается и заполняются маслом оставшиеся гидрокомпенсаторы (потому что два раза подряд в одном и том же положении двигатель остановиться не может).
При прокручивании стартером двигателя (МСУД для запуска нужно минимум два оборота) каждый гидрокомпенсатор "успеет" оказаться в положении, когда он присоединен к масляной магистрали, в которой уже есть давление.
Мытищи, LADA (ВАЗ) 2120