Здравствуйте, соглашусь с коллегами, еще стоило бы топливную систему проверить, воздушный и топливный фильтры. Если с расходом топлива, моторного масла все в норме, то помимо прочего дело может быть в не хватке воздуха и идет переобогащение топливной смеси, отсюда черный дым, например, из-за того, что лопнул шланг подачи воздуха, либо форсунка переливает или турбина не докачивает, запаздывает немного, некорректно работает ТНВД. Попробуйте поменять все фильтры и почистите воздухозаборник и систему питания воздухом. Если турбина исправна и засоров нет, то стоит проверять систему впрыска, ТНВД, померить давление в топливной рампе. Кстати, чек может гореть, если программно отключение ЕГР не прописано. А в некоторых случаях глушение может вызвать преждевременный износ клапанной группы.
Балаково, LADA (ВАЗ) 2108